ivankuzmindesing.ru / Blog / Как могут помочь смежные навыки?

Как могут помочь смежные навыки?

Я более 4 лет занимаюсь развитием продуктов, 2,5 года в роли продакт-менеджера. За это время не раз сталкивался с условиями ограниченных ресурсов, где дополнительные навыки помогали быстрее достигать целей. 


Любой продукт проходит этапы своего жизненного цикла начиная с идеи и разработки продукта, затем его выпуска на рынок, роста продаж, зрелости и наконец спада, когда продукт устаревает или конкуренция становится слишком сильной.

На первых этапах жизненного цикла особенно актуальны мультифункциональные команды , когда вас еще не много, а планы и амбиции большие.

Уже давно существуют модели которые описывают специалистов со знанием не только своей области но и соседних , самые популярные из них T-shape model и  PaintDrip Model, рассмотрим их подробнее.

T-Shape Model

Эта модель существует с девяностых годов. Ее идея состоит в том, что специалисту необходимо, по мимо основного стержня навыков (I) необходимо развивать группу навыков(—) которые позволят применять абстрактное мышление в командах для совместного создания инновационных продуктов. 

PaintDrip Model

Впервые эту модель стали применять к разработчикам. Если посмотреть на изображение ниже и провести аналогию, то каждая капля это проект, в котором разработчик должен углубиться в технологию, как правило глубина зависит от потребностей команды или проекта. 

Мой опыт

В разные моменты карьеры мне приходилось сталкиваться с абсолютно разными задачами, и это требовало приобретения новых навыков и знаний. Поэтому, свое развитие я отношу больше модели Paint Drip, но справедливости ради важно отметить, что переход в управление продуктом у меня был из продуктового дизайна.

Ниже я рассмотрел несколько случаев, когда полученные компетенции оказались полезными для меня в качестве продакт-менеджера, позволили улучшать продукт с ограниченными ресурсами и малой командой.

UX/UI

Пользовательский интерфейс включает весь опыт, который получает пользователь при взаимодействии с продуктом. Менеджеру полезно знать основные принципы проектирования пользовательского опыта, это позволяет совершать меньше ошибок на этапе гипотез и лучше контролировать процесс.

Предыдущий опыт помог мне самостоятельно проектировать интерфейс в условиях нехватки ресурса дизайнера, а когда команда стала больше, позволило меньше времени тратить на дизайн-ревью и больше сконцентрироваться на исследованиях для поиска точек роста продукта, которые положительно влияют на выручку.

Мои инструменты: Figma, Miro
Влияние: Точки роста продукта

Прототипирование и анимация

Прототипирование используется для тестирования и оценки идей на ранней стадии разработки продукта. Визуализация это лучший способ продемонстрировать идею или продукт клиенту, чтобы получить обратную связь. Всегда лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Умение собирать прототипы, позволило ускорить процесс запуска юзабилити тестирования, а знание монтажных программ (After Effects) позволила в кратчайшие сроки собрать ролик который демонстрировал преимущества нашего продукта в переговорах с крупными клиентами.

Мои инструменты: Principle App, Figma, Adobe After Effects
Влияние: Точки роста продукта, Продажа продукта

Навыки веб-мастера 

Разработка узкое место в любом it продукте, разработчиков всегда не хватает и запуск нужных фичей откладывается.

В B2B продукте стояла задача увеличить скорость подключения клиентов по API, для этого нужен был “Портал для разработчиков”, но его запуск откладывался на 10 месяцев из-за большого бэклога . Знание одной из популярной CMS, а так же навыки HTML, CSS и PHP позволили мне в короткие сроки запустить бету-версию портала, а так же оптимизировать отправку формы на подключения клиентов.

Для менеджера продукта это не типичная задача, но тут речь про достижение целей продукта и кроссфункциональность навыков каждого члена команды.

Мои инструменты: WordPress, HTML, CSS, PHP
Влияние: Time to Market

Работа с базами данных (sql)

Работка с Аналитикой это одна из важнейших частей работы продакт-менеджера. Базовые навык знания SQL или Python для продакта скорее основной, чем смежный навык.

Умение работать с аналитическими базами и писать запросы на SQL, помогает мне принимать решения по дальнейшему развития продукта. Data-driven подход очень хорошо дополняет сбор обратной связи от пользователей.

Мои инструменты: BI (MetaBase, Yandex DataLens, Superset), SQL
Влияние: Точки роста продукта

Продвижение сайтов 

Очень часто работу по продвижению продукта отдают сторонним организациям, которые не могут глубоко погрузиться в продукт, отсюда вытекает раздувание бюджетов на маркетинг.

При запуске контекстной рекламы каждая копейка на счету, простое умение грамотно собирать ключевые запросы и анализировать конкурентов, позволяет быстро находить сливы бюджетов на маркетинг, как было в моем случае.

Мои инструменты: Key Collector, SpyWords
Влияние: Стоимость привлечения клиента

Дизайн презентаций (Графический дизайн)

Графические материалы играют далеко не последнюю роль в продаже продукта, поэтому важно уметь оценивать их качество, здесь пригодятся базовые навыки графического дизайна — композиция, цвет, работа с текстом.

Менеджер постоянно доносит свои идеи до стейкхолдеров и инвесторов, умение делать хорошие презентации будет не лишним.

Мои инструменты: Adobe Photoshop, Adobe Illustrator , KeyNote, Figma
Влияние: Стоимость привлечения клиента, Привлечение инвестиций

Вывод

Смежные навыки не панацея, хорошие навыки в менеджменте перекроют их с лихвой. С чем они уж точно помогут, это расширением кругозора менеджера продукта, а так же позволят быстрее развивать продукт в условиях ограниченных ресурсов.