В конце 2k19 мне посчастливилось стажироваться в Яндексе. Суть стажировки — собрать команду из 4 человек, которые учились на UX/UI дизайнеров, и дать продуктовую задачу с ментором на месяц и посмотреть как они будут вариться в этом котле.
Про задачу
Задача касалась веб-клиента Яндекс.Почты и звучала так
Есть свободная зона в почте, когда письма не выбраны, необходимо придумать полезную фичу и протестировать ее
Нам предоставили только макет текущей версии почты и ментора, чтобы отвечать на любые вопросы. Изменения в текущем макете и внедрение нового функционала должно быть протестировано и обосновано, иначе это крест на работе..
Подготовка
Организуем командные взаимодействие, для этого используем сервис Notion.
Notion — это продвинутый веб-редактор позволяющий создавать и хранить текстовые документы, заметки, списки дел и даже строить небольшие базы данных..
Погнали! Составляем список недельных спринтов по итогу которых проводим встречу с куратором.
Исследования — собираем информацию.
Вайфрейминг — проектируем взаимодействие.
Макет и тестирование — рисуем.
Презентация — защищаемся.
Собираемся за круглым столом и генерируем идеи-гипотезы для проверки на исследованиях.
Спринт первый. Исследования.
Цель наших исследований выяснить какая информация хранится в почте и какие сложности при взаимодействии испытывает пользователь.
Качественные опросы
Настало время спросить у людей как они пользуются почтой.
Всех не спросишь, поэтому выделяем группы. Смотрим на возраст, так как разные поколения по разному взаимодействуют с цифровыми продуктами, и на взаимодействие с почтой — рабочая или личная.
Вопросы составляем таким образом чтобы понять какой контент храниться на почте и проверить наши гипотезы.
28 человек опрошено, отброшены часть гипотез и составлены вопросы для проверки количественными исследованиями.
Количественные опросы
Количественные исследования помогают собрать конкретные цифры об аудитории и подтвердить или опровергнуть факты которые получили на этапе качественных исследований.
Готовим вопросы для размещения в социальных сетях через сервис Google Forms и активно репостим, чтобы увеличить охват аудитории. Вуаля, 200+ человек ответили на вопросы и вот что узнали ↓.
Анализ конкурентов
Теперь посмотрим на похожие продукты на рынке. У 15 почтовых клиентов, которые попали под наш взор, зона когда письма не выбраны не задействована, но реализация некоторых вещей обратила на себя внимание.
Фильтр по группам у новой почты Mail.ru
Вкладка с умным списком писем у Spark
Оплаты штрафов налогов в Mail.ru
В экосистеме Apple события из писем попадают в календарь
Итоги первого спринта
Из исследований мы выяснили, что веб-клиентом почты пользуются не часто, в основном: для печати билетов, восстановления паролей, отслеживания заказов и просмотра рассылок. Для переписок его чаще используют люди связанные с бизнесом.
Большинство опрошенных не знают об инструментах управления рассылками, но хотели бы иметь такой. Так же, не знают о том, что вложения из писем хранятся в отдельной папке на облаке. На удивление, много людей пытаются планировать дни и пользуются органайзерами в виде календарей и напоминаний, а календарь смежный сервис Яндекс.Почты.
Люди положительно относятся к рекомендациям, если они соответствуют их интересам
Наша основная идея — показывать дашборд на пустом месте. Когда человека заходит в почту, он видит блоки которые предугадывают его действия и помогают быстро получить нужную информацию из почты.
Ниже рассмотрим работу над умной выдачей писем и рекомендательными сервисами — функционал который достался мне.
Спринт второй. Wireframing.
Пришло время подумать над реализацией дашборда. Организуем быстрый бенчмаркинга, ищем подходящие решения.
Решение с лентой в соц.сетях кажется интересным. Лента выводит контент по важности и включает в себя статические блоки для быстрого доступа, остановимся на этой идеи.
Приоритет писем в ленте смысла делать нету, для этого есть список писем. Реализуем вывод смысловых групп, к примеру билеты или заказы.
Рекомендация сервисов Яндекса
Мысль которая меня не отпускает с начала проекта
К примеру “Почта” знает на какие концерты ты пойдешь или ходил и рекомендует похожие через сервис “Яндекс.Афиша” или похожую музыку в “Яндекс.Музыки”.
После первых набросков становиться понятно, что в дашборде эта идея неприменима и вот почему.
Если пользователь пользуется сервисом “Яндекс.Музыка”, то его мотив очевиден и контекст тоже — прослушивание музыки. К рекомендациями он отнесется с воодушевлением.
Теперь посмотрим на один из набросков дашборда, мы видим, что контекстов на экране больше одного и мотив пользователя — получение информации из письма. Рекомендации могут создать лишний визуальный шум и быть не к месту.
Вернемся к этому вопросу позже, подумав над другим местом в почте, где можно попробовать реализовать эту идею.
Умная выдача
Мы все сталкивались с проблемой кучи не прочитанных писем в почте и как правило они состоят из уведомлений, рассылок и спама.
Исследование показало какая информация в почте наиболее важная. Теперь составим приоритет событий, который позволит предугадывать действия пользователей.
С приоритетом стало более-менее понятно, далее необходимо определиться с архитектурой самого блока ленты.
В ленте блоки сгруппируем по событиям, о которых говорилось выше. Привычную шапку письма оставим, чтобы не шокировать пользователя новым функционалом.
В тело блока выведем важную информацию из письма: вложения, коды, ссылки восстановления, кнопки оплаты и тп. По задумке это должно ускорить процесс выполнение задачи пользователя.
Немного о метриках
Измерить ценность конкретного функционала непростая задача. Польза нашей фичи это быстрый поиск информации, на мой взгляд, с точки зрения продукта подойдут три метрики:
activation (осознал ли пользователь ценность);
engagement (продолжает ли он получать пользу);
retention (удержание)
Спринт третий. Макет и тестирование.
Новые элементы должны вписаться в текущий стиль почты, поэтому разберем ее на маленькие кусочки, найдем правила и закономерности элементов.
Календарь, Контакты, Диск — смежные сервисы Почты. Попробуем за счет виджетов увеличить переходы, наделив их ценностью для пользователя.
Контакты — последние контакты с кем велась переписка
Календарь — предшествующие события, в том числе автоматически занесенные из писем.
Диск — быстрый доступ к последним вложениям и осведомление пользователя где хранятся его файлы из почты.
Блоки в ленте важная часть нашего дашборда. Прикинем варианты контента в теле блока и подумаем над отображением.
Блок с паролями и регистрациями будет играть роль своеобразного Push-App. За счет внешнего и вида выделим его среди других блоков, выведем вверх ленты и позволим пользователю сразу скопировать код-пароль или переходить по ссылкам.
Остальные блоки возьмут из писем только самую полезную информацию и вложения, чтобы без перехода в письмо взаимодействовать с ними.
Не забудем про возможность изменять внешний вид ящика. Эта настройка является важной, не зря же она вынесена отдельно в шапку веб-клиента.
Конечную версию макета тестируем фоном, чтобы убедиться в достаточном контрасте элементов при разных изображениях.
Осталось собрать интерактивный прототип для тестирования на пользователях.
Прорабатываем состояния при взаимодействии с новыми элементами и не забываем про измененный список писем, делаем новую анимацию открытия письма.
Тестирование
Usability тестирование проводят с целью оценить удобство, интуитивность, полезность и удовлетворенность от использования продукта или конкретной фичи для конечного пользователя. Также это позволяет сэкономить время и деньги на работу над тем, что заведомо пользователю не подойдет.
Тестировать будем методом наблюдения за пользователями во время выполнения задания. Основная задача — протестировать дашборд на скорость поиска информации в зависимости от сценария.
Составляем 2 сценария, которые могут выявить ценность нашего функционала для пользователя.
Есть риск, что люди привыкли пользоваться определенным паттерном и ценность нового функционала смогут понять только со временем. Поэтому дополнительно готовим вопросы для оценки функционала.
Защита проекта в Яндексе
На защите присутствовали руководители и дизайнеры из различных команд Яндекса.
Подход к задаче оценили, но следовало уделить больше времени на проработку коммерческой составляющей фичи. Почта обладает большим потенциалом для бизнеса, так как содержит в себе много рекламных предложений, до которых пользователь не всегда добирается.
Наше решение больше призвано вызывать лояльность к почтовому клиенту, чем монитизировать ее в будущем.