ivankuzmindesing.ru / Blog / Стажировка в «Яндекс.Почте»

Стажировка в «Яндекс.Почте»

В конце 2k19 мне посчастливилось стажироваться в Яндексе. Суть стажировки — собрать команду из 4 человек, которые учились на UX/UI дизайнеров, и дать продуктовую задачу с ментором на месяц и посмотреть как они будут вариться в этом котле.


Про задачу

Задача касалась веб-клиента Яндекс.Почты и звучала так

Есть свободная зона в почте, когда письма не выбраны, необходимо придумать полезную фичу и протестировать ее

Нам предоставили только макет текущей версии почты и ментора, чтобы отвечать на любые вопросы. Изменения в текущем макете и внедрение нового функционала должно быть протестировано и обосновано, иначе это крест на работе..

Подготовка

Организуем командные взаимодействие, для этого используем сервис Notion.

Notion — это продвинутый веб-редактор позволяющий создавать и хранить текстовые документы, заметки, списки дел и даже строить небольшие базы данных..

Погнали! Составляем список недельных спринтов по итогу которых проводим встречу с куратором.

  1. Исследования — собираем информацию.
  2. Вайфрейминг — проектируем взаимодействие.
  3. Макет и тестирование — рисуем.
  4. Презентация — защищаемся.


Собираемся за круглым столом и генерируем идеи-гипотезы для проверки на исследованиях.

Спринт первый. Исследования.

Цель наших исследований выяснить какая информация хранится в почте и какие сложности при взаимодействии испытывает пользователь.

Качественные опросы

Настало время спросить у людей как они пользуются почтой.

Всех не спросишь, поэтому выделяем группы. Смотрим на возраст, так как разные поколения по разному взаимодействуют с цифровыми продуктами, и на взаимодействие с почтой — рабочая или личная.

Вопросы составляем таким образом чтобы понять какой контент храниться на почте и проверить наши гипотезы.

28 человек опрошено, отброшены часть гипотез и составлены вопросы для проверки количественными исследованиями.

Количественные опросы

Количественные исследования помогают собрать конкретные цифры об аудитории и подтвердить или опровергнуть факты которые получили на этапе качественных исследований.

Готовим вопросы для размещения в социальных сетях через сервис Google Forms и активно репостим, чтобы увеличить охват аудитории.
Вуаля, 200+ человек ответили на вопросы и вот что узнали ↓.

Анализ конкурентов

Теперь посмотрим на похожие продукты на рынке. У 15 почтовых клиентов, которые попали под наш взор, зона когда письма не выбраны не задействована, но реализация некоторых вещей обратила на себя внимание.

  1. Фильтр по группам у новой почты Mail.ru
  2. Вкладка с умным списком писем у Spark
  3. Оплаты штрафов налогов в Mail.ru
  4. В экосистеме Apple события из писем попадают в календарь

Итоги первого спринта

Из исследований мы выяснили, что веб-клиентом почты пользуются не часто, в основном: для печати билетов, восстановления паролей, отслеживания заказов и просмотра рассылок. Для переписок его чаще используют люди связанные с бизнесом.

Большинство опрошенных не знают об инструментах управления рассылками, но хотели бы иметь такой. Так же, не знают о том, что вложения из писем хранятся в отдельной папке на облаке.
На удивление, много людей пытаются планировать дни и пользуются органайзерами в виде календарей и напоминаний, а календарь смежный сервис Яндекс.Почты.

Люди положительно относятся к рекомендациям, если они соответствуют их интересам


Наша основная идея — показывать дашборд на пустом месте. Когда человека заходит в почту, он видит блоки которые предугадывают его действия и помогают быстро получить нужную информацию из почты.

Ниже рассмотрим работу над умной выдачей писем и рекомендательными сервисами — функционал который достался мне.

Спринт второй. Wireframing.

Пришло время подумать над реализацией дашборда. Организуем быстрый бенчмаркинга, ищем подходящие решения.

Решение с лентой в соц.сетях кажется интересным. Лента выводит контент по важности и включает в себя статические блоки для быстрого доступа, остановимся на этой идеи.

Приоритет писем в ленте смысла делать нету, для этого есть список писем. Реализуем вывод смысловых групп, к примеру билеты или заказы.

Рекомендация сервисов Яндекса

Мысль которая меня не отпускает с начала проекта

К примеру “Почта” знает на какие концерты ты пойдешь или ходил и рекомендует похожие через сервис “Яндекс.Афиша” или похожую музыку в “Яндекс.Музыки”.

После первых набросков становиться понятно, что в дашборде эта идея неприменима и вот почему.

Если пользователь пользуется сервисом “Яндекс.Музыка”, то его мотив очевиден и контекст тоже — прослушивание музыки. К рекомендациями он отнесется с воодушевлением.

Теперь посмотрим на один из набросков дашборда, мы видим, что контекстов на экране больше одного и мотив пользователя — получение информации из письма. Рекомендации могут создать лишний визуальный шум и быть не к месту.

Вернемся к этому вопросу позже, подумав над другим местом в почте, где можно попробовать реализовать эту идею.


Умная выдача

Мы все сталкивались с проблемой кучи не прочитанных писем в почте и как правило они состоят из уведомлений, рассылок и спама.

Исследование показало какая информация в почте наиболее важная. Теперь составим приоритет событий, который позволит предугадывать действия пользователей.

С приоритетом стало более-менее понятно, далее необходимо определиться с архитектурой самого блока ленты.

В ленте блоки сгруппируем по событиям, о которых говорилось выше. Привычную шапку письма оставим, чтобы не шокировать пользователя новым функционалом.

В тело блока выведем важную информацию из письма: вложения, коды, ссылки восстановления, кнопки оплаты и тп. По задумке это должно ускорить процесс выполнение задачи пользователя.

Немного о метриках

Измерить ценность конкретного функционала непростая задача. Польза нашей фичи это быстрый поиск информации, на мой взгляд, с точки зрения продукта подойдут три метрики:

  • activation (осознал ли пользователь ценность);
  • engagement (продолжает ли он получать пользу);
  • retention (удержание)

Спринт третий. Макет и тестирование.

Новые элементы должны вписаться в текущий стиль почты, поэтому разберем ее на маленькие кусочки, найдем правила и закономерности элементов.

Календарь, Контакты, Диск — смежные сервисы Почты. Попробуем за счет виджетов увеличить переходы, наделив их ценностью для пользователя.

Контакты — последние контакты с кем велась переписка

Календарь — предшествующие события, в том числе автоматически занесенные из писем.

Диск — быстрый доступ к последним вложениям и осведомление пользователя где хранятся его файлы из почты.

Блоки в ленте важная часть нашего дашборда. Прикинем варианты контента в теле блока и подумаем над отображением.

Блок с паролями и регистрациями будет играть роль своеобразного Push-App. За счет внешнего и вида выделим его среди других блоков, выведем вверх ленты и позволим пользователю сразу скопировать код-пароль или переходить по ссылкам.

Остальные блоки возьмут из писем только самую полезную информацию и вложения, чтобы без перехода в письмо взаимодействовать с ними.

Не забудем про возможность изменять внешний вид ящика. Эта настройка является важной, не зря же она вынесена отдельно в шапку веб-клиента.

Конечную версию макета тестируем фоном, чтобы убедиться в достаточном контрасте элементов при разных изображениях.

Осталось собрать интерактивный прототип для тестирования на пользователях.

Прорабатываем состояния при взаимодействии с новыми элементами и не забываем про измененный список писем, делаем новую анимацию открытия письма.

Тестирование

Usability тестирование проводят с целью оценить удобство, интуитивность, полезность и удовлетворенность от использования продукта или конкретной фичи для конечного пользователя. Также это позволяет сэкономить время и деньги на работу над тем, что заведомо пользователю не подойдет.

Тестировать будем методом наблюдения за пользователями во время выполнения задания. Основная задача — протестировать дашборд на скорость поиска информации в зависимости от сценария.

Составляем 2 сценария, которые могут выявить ценность нашего функционала для пользователя.

Есть риск, что люди привыкли пользоваться определенным паттерном и ценность нового функционала смогут понять только со временем. Поэтому дополнительно готовим вопросы для оценки функционала.

Защита проекта в Яндексе

На защите присутствовали руководители и дизайнеры из различных команд Яндекса.

Подход к задаче оценили, но следовало уделить больше времени на проработку коммерческой составляющей фичи. Почта обладает большим потенциалом для бизнеса, так как содержит в себе много рекламных предложений, до которых пользователь не всегда добирается.

Наше решение больше призвано вызывать лояльность к почтовому клиенту, чем монитизировать ее в будущем.